Творчество луцкого композитора Георгия Мирецкого

Георгий Мирецкий запомнился поклонникам музыки как композитор, сумевший адаптировать для акапельного хора мировые оркестровые шедевры. Художник считается представителем неоромантического направления в украинской музыке, пишет lutsk-trend.in.ua.

Музыкант не раз получал награды и признание. Он был лауреатом областных и всеукраинских конкурсов народного творчества. Георгий Мирецкий – человек высокой культуры и широкого мировоззрения. Скромность и вежливость определяли дальнейшую его деятельность. Его уроки музыки называли маленькой филармонией.

Биография

Георгий Адамович Мирецкий родился во времена Второй Речи Посполитой 6 мая 1929 года. Родной город – Луцк. Среднее образование ему удалось получить в два этапа, поскольку началась Вторая мировая война. Первоначально он учился в польской школе с 1936 года. Впоследствии началась германская оккупация, поэтому обучение не проводилось.

Семье будущего композитора приходилось нелегко в военные и послевоенные годы. Родители получали доход от продажи овощей, выращиваемых на приусадебном участке. Земли у Мирецких было 10 соток. Урожай иногда был достаточно большим, поэтому частенько по рассаде в них ехали даже из других регионов. На центральном городском рынке торговала Мария Мирецкая (Денисюк), мать Георгия. Лучане имели возможность приобрести редис, помидоры и огурцы. Это позволяло, по крайней мере, частично решить проблему с питанием. Благодаря этому семья себя прокормила без лишних хлопот.

В 1949 году Георгий окончательно получил среднее образование во время советской оккупации. В 1952 году будущий композитор закончил обучение в Киевской консерватории. В 1959 он получил должность в музыкальном отделении Луцкого педагогического училища. С этого момента он занимается педагогической деятельностью и работает преподавателем.

Первые шаги по выбору новой профессии Георгию помог отец. Мужчина и сам имел незаурядный талант к музыке, поэтому всячески пытался передать знания сыну.

Музыканту-самоучку удалось создать два джазбенда. Вместе с коллективами он выступал в ресторане гостиницы «Украина» в центре Луцка. Мужчина также расписывал партии инструментов, формировал репертуар оркестра, играл на ударных. 

Горожане часто называют Адама Владимировича, отца Георгия, основателем волынского джаза. У него было достаточно значительное количество инструментов: в польские времена – две гитары и три банджо, в советские – фортепиано, саксофон, аккордеон, труба, ударные и кларнет.

Георгий обратил внимание на результаты деятельности отца. Он решил связать свою жизнь с музыкой. Впоследствии были найдены девять обработок для джазбенда, которые художник решил выполнить для коллектива.

Творчество

Наиболее знаковым событием в жизни художника оказался 1960 год. Он создал ансамбль. Коллектив состоял из преподавателей педучилища. Горожане сразу полюбили музыкантов. Голосистых лучан называли «Белыми лебедями Мирецкого» (солистки всегда выступали в легких белых платьях со шлейфами).

Репертуар ансамбля был достаточно разнообразен. Мировые шедевры Мирецкий адаптировал под акапельное исполнение хора. Хористы успешно исполняли произведения Баха, Грига, Чайковского и Штрауса. «Белые лебеди Мирецкого» посетители могли услышать только голосами и могли воспроизвести все величие этих мировых композиций. Именно в этом и была их уникальность.

Песни и романсы Георгия Мирецкого называют своеобразными вокально-инструментальными монологами. Художник создавал музыку к произведениям Александра Пушкина, Шандора Петефи и Михаила Лермонтова. Ему удалось удачно передавать в произведениях разные гаммы и динамику настроений. 

Искренность воспроизведения и сочетания безоговорочного поэтического вдохновения обеспечила украинскому композитору достижение эффекта в творчестве.

Мирецкий начинает приобщаться к обработке народных песен волынян. Это происходит в 60-х годах. Работа направлена на хоровое исполнение. Он активно способствовал использованию принципа «симфонизма». Это позволило звучанию хора приобрести новое, особенно трогательное эмоциональное содержание.

Мирецкий для волынской народной песни также расписал партитуры. Благодаря ему были подготовлены, но все же не выполнены вовремя «Лунный свет» Дебюси и «Порги и Бесс» Гершвина.

Возглавлял композитор и Союз самодеятельных художников Волыни. Обучение у выдающихся специалистов было достаточно удачным. В частности, украинский композитор Лев Ревуцкий в ходе лекций в Киевской консерватории сумел передать ему соответствующие знания. В связи с проблемами со здоровьем ему пришлось приостановить обучение. Для преподавательской деятельности потребовалось высшее образование. Впоследствии он получил ее в Ровенском институте.

Музыка без фальши

Склонность к драматическому выражению и качественной оценке является характерной чертой для творчества Георгия Мирецкого. Эта особенность нашла отражение и в его работах. Следует вспомнить объявленные в инструментальных и инструментально-хоровых произведениях. 

Полифоническое наследие композитор всячески совершенствовал. Он собственноручно создал основы на реставрированной старинной фисгармонии. Соответствующие мероприятия позволили синтезировать особенности мелоса эпохи Баха с современными интонационными решениями.

Коллеги напоминают, что Мирецкий был достаточно импозантным. Он одевался со вкусом, а в обиходе любил делать все собственноручно. У него в доме была фактически значительная библиотека.

Романсы луцкого художника это своеобразные вокально-инструментальные монологи, увлекающие читателя. Художник постепенно создавал уникальную музыку для произведений поэтов из разных эпох. Виртуозные партии фортепианного сопровождения можно назвать главной особенностью его многочисленных работ.

Наследие композитора

Судьба измерила талантливому композитору всего 49 лет. Георгий Адамович скончался 6 февраля 1978 года. Причина преждевременной смерти – инфаркт. Это произошло на следующий день после концерта. Стоит отметить, что на самом мероприятии зрителям запомнился неприятный инцидент. Солист исполнял композицию Мирецкого, но забыл слова. Его засмущали, впоследствии он покинул сцену. Сам художник больше не терпел в музыке всяческой фальши. Такая ситуация во время выступления ему тоже не понравилась.

Творческое наследие долгое время не было по достоинству оценено. Более 30 лет его работы не нашли признания из-за советской цензуры, но впоследствии в публичном пространстве появились первые публикации. В 2007 году архив Мирецкого был доступен для изучения и исследований. Специалисты работают над анализом его трудов. Большие музыкальные произведения (симфония, симфоническая поэма памяти Николая Вилинского, кантата «Моя Украина», опера, концерт для фортепиано с оркестром) исчезли. Их судьба неизвестна, потому это остается тайной.

Список творческих достижений насчитывает немало работ. Речь идет о более чем 100 музыкальных произведениях. Среди них – романсы, сонаты, квартеты, симфонии. Некоторое время композитор работал над оперой, но она не сохранилась. Ее части были все же утрачены для потомков. Исследование творчества луцкого художника вполне актуально, ведь многим горожанам интересно, какой была культура музыкальная культура в Луцке в ХХ веке.

Comments

.